Памятник героям Первой мировой: жителя Мордовии награждал "Георгием" Николай II
- 21 мая 2014
- 16+
В Саранске появится памятный знак
Первая круглая сумма 50 миллионов рублей народных пожертвований поступила в Российское военно-историческое общество на создание памятника героям Первой мировой войны, сообщает сегодня пресс-служба общества. Монумент будет установлен на Поклонной горе в 100-летнюю годовщину начала Первой мировой войны — 1 августа 1914 года.
Столица Мордовии также вошла в число городов, где будут установлены памятники героям Первой мировой войны. Монумент может быть установлен на улице Невского в районе тавлинских новостроек, где можно было бы назвать целую улицу именем героев войны, или же на улице Победы.
«Я очень жду открытия памятника, - говорит житель Саранска Дмитрий Начинкин. - Мой прадед был награжден четырьмя Георгиями, жаль что он не дожил до этой новости».
Предок Дмитрия, Алексей Начинкин прожил уникальную жизнь: его награждали Николай II и Буденный, его имя увековечено в Храме Христа Спасителя.
В сентябре 1914 года уроженец Мордовии получил приказ выбить германцев из польского местечка Порозово. Пехотная рота перевалила через насыпь железной дороги и попала под пулеметный огонь. Позади всех, волоча винтовку прикладом по траве, отступал и ефрейтор Алексей Начинкин. Своей меткой стрельбой он отбил у врага пулемет и взял еще двоих в плен.
Когда ефрейтор Начинкин привел их в свою часть, штабс-капитан поначалу остолбенел, а потом к телефону кинулся и давай ручку крутить, в штаб полка докладывать. Полковник лично на коне прискакал и Алексея даже обнял от избытка чувств: «Молодец! Герой!!!». Потом приказал построить батальон в каре, приколол на грудь ефрейтору серебряный георгиевский крест 4-й степени и речь произнес: мол, война только началась, а в полку уже георгиевский кавалер есть.
Прошло дней десять, стали вызывать охотников за «языком» сходить. Вышли из строя Начинкин и еще двое. Ночью часа за три без шума обернулись, притащили пленного. И не простого, а фельдфебеля. Всем троим за храбрость по кресту. Начинкину – 3-й степени, с бантом на георгиевской ленте и на трехмесячные курсы учиться послали. Вернулся в полк уже унтер-офицером. Через полгода (это уже в 1915-м) еще раз отличился, получил золотой крест 2-й степени.
В Зимнем дворце из рук Императора Всероссийского Николая Александровича он получили георгиевский крест высшей, 1-й степени.
Генерал-адьютанты учили: «Как император в зал войдет, мы все встанем, а вы сидите. Только когда прямо к вам подойдет кресты вручать, то вставайте «во фрунт» и честь отдавайте».
Царь оказался самым обычным человеком в армейской гимнастерке с полковничьими погонами, невысокого роста.
А в феврале 17-го года Алексею Матвеевичу Начинкину, уже прапорщику, снова довелось с царской фамилией встретиться. Раненного шрапнелью в обе ноги георгиевского кавалера привезли лечиться в Царскосельский госпиталь, где сестрами милосердия были императрица и четыре царских дочери, великие княжны. Все в белом, с красными крестами на косынках, нежными своими ручками герою перевязки делали.
В Великую Отечественную Алексей Матвеевич Начинкин тоже хлебнул лиха. Уже летом он получил два извещения: сын Андриян и муж дочери Степан Комолятов без вести пропали. В те годы и Георгиевские кресты ушли в обмен на хлеб и махорку, но бумаги, в том числе за царской подписью, Алексей Матвеевич берег долго. Умер он в 1974 году.