Затраты на отопление можно снизить: ряд простых и законных правил
- 13 февраля 11:00
- 0+
- svetakirov75
Почему нам так много начисляют за тепло и что сделать, чтобы платить меньше?
Почему сравнивают аналогичные периоды текущего и прошедшего года, как связано 25 число месяца с начислениями, что влияет на стоимость отопления и что делать, чтобы эти начисления не были столь значительны - нам объяснили специалисты энергосбытовой компании и обслуживающей организации.
А что с погодой?
Зима в этом году резвится и удивляет россиян своей переменчивостью в погодных условиях. На долю многих регионов в декабре и январе выпали сильные морозы, столь необычные для их климата. После наступил период обильных снегопадов, потом в городах неожиданно потеплело, а потом температура опять поползла вниз.
По сравнению с прошлогодними показателями аналогичного периода климатические условия в январе 2024 года существенно разнятся. Специалисты Гидрометслужбы Мордовии отметили, что температурные показатели января в этом году стали на 4 градуса ниже климатической нормы, а в целом за весь месяц отмечалось 6 резких скачков погодных условий.
С 4 по 14 января отличалась аномально холодная погода со среднесуточной температурой ниже климатической нормы на 7-12 °С. А ночью в этот период температура опускалась до -27 - 29 градусов мороза, днём придерживалась около -22 - 23 °С. Также синоптики заявили, что с 16 по 20 января произошло два резких температурных скачка в неделю. А ещё один всплеск холода наблюдался с 22 по 24 января. За эти три дня среднесуточная температура стала ниже нормы на 7 градусов. С 25 января температура воздуха повысилась и стала больше климатической нормы на 4-5 градуса.
По прогнозу гидрометцентра Мордовии, в феврале россиян ожидает похолодание, местами внезапное. После будут осадки в виде мокрого снега.
Такие температурные «качели» влияют не только на здоровье, но и на уровень цен на коммунальные услуги, в первую очередь на отопление.
Нынче, не то, что давеча
Если вы обратили внимание, синоптики сравнивают январь текущего года с январём прошедшего. Так же поступают и контролирующие органы при рассмотрении жалоб на несправедливые или ошибочные начисления.
С точки зрения профессиональной логики, для получения корректного результата сравниваются элементы одного типа. Вряд ли кто-то будет сравнивать буханку хлеба с кирпичом, воду с вином, а соль с сахарным песком. В первом случае оба предмета имеют похожие формы, во втором случае находятся в одинаковом агрегатном состоянии (жидкость), а в третьем схожи и по цвету, и по форме. Но это абсолютные разные вещи, а сравнивают между собой что-то одинаковое. Именно поэтому при сравнении затрат на отопление, берутся одинаковые периоды, январь сравнивают с январём, февраль с февралём и так далее.
“Более того, даже сравнение одинаковых периодов не совсем корректно, - отмечает представитель энергосбытовой компании. - Одинаковые месяцы в разные годы могут иметь абсолютно разные температурные значения, что мы и видим, сравнивая январь 2023 и текущего года. Средняя температура за окном за расчётный период с 25.12.23 по 24.01.24 составила −11.7 градусов, при этом в первые две недели января среднесуточная температура воздуха была ниже климатической нормы на 7-15 градусов. В отдельные ночи столбик термометра опускался до -29 градусов. А температура аналогичного периода за 2023 г. не опускалась ниже −9,6 градусов. А начисляем мы за объём потреблённой тепловой энергии, чем больше потребили, тем больше заплатили. Чем холоднее за окном, тем больше надо тепловой энергии для поддержания температуры в помещении не ниже нормативной”.
Месяц и расчётный период - это две большие разницы
Многие жители сравнивают предыдущую платёжку с тем, получили сейчас, то есть за декабрь 2023 г и за январь 2024 г. И тут надо напомнить, что декабрь в большей части был тёплым, холодными были только последние дни уходящего года, а вот январь совсем наоборот - первые две недели были холодными и потом постепенно холода ушли прочь. Это как про 25 число, раз про расчётный период.
“У исполнителей коммунальных услуг есть расчётные периоды, к примеру поставщики тепла считают с 25 числа предыдущего месяца по 24 текущего. Грубо говоря - за последнюю неделю предыдущего месяца и первые три недели текущего. Именно за этот период мы подаем показания приборов учёта, - продолжает сотрудник управляющей компании. - За оставшиеся 6-7 дней исполнитель услуги должны провести расчёты, проверить их, соотнести с суммами, которые заплатили жители и с учётом этих платежей начислить плату. И только после этого горожане увидят платёжки”.
И может случится так, что первые три недели предыдущего месяца были относительно тёплыми, потом ударили морозы, которые держались до конца месяца, потом потеплело на два-три дня и вновь наступили холода на три недели, а потом опять стало тепло. И именно эта морозная последняя неделя предыдущего месяца и холодная первая половина текущего попадут в расчёты.
Что же делать, чтобы платежи на столь сильно зависели от температуры за окном?
Как вы уже поняли есть чёткая зависимость – чем холоднее на улице, тем больше надо тепла, чтобы дома было комфортно. И чем меньше у дома теплопотерь, тем меньше ему тепловой энергии для поддержания нормативной температуры. Первое что надо сделать – элементарно заткнуть щели, закрывать двери в подъездах и форточки на лестничных площадках. На самом деле, управляющая компания обязана готовить дом к прохождению отопительного сезона и дом должен получить паспорт готовности. А жителям надо контролировать свою управляющую компанию и требовать выполнения всех мероприятий.
Второе – надо стремиться к тому, чтобы поддерживать в доме, как говорят энергетики, нормативную температуру. Простые же люди оперируют понятиями тепло или холодно. Но все мы разные, одному жарко при +220 С, другому прохладно при +20. Именно поэтому законодатель предусмотрел такое понятие как норматив. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», нормативная температура должна быть не ниже +18°С, а в угловых комнатах не ниже +20°С.
Поставщики тепла, осуществляющие централизованное теплоснабжение, подают теплоноситель (так называется горячая вода в системе отопления) до центральных тепловых пунктов (ЦТП) или непосредственно до стены здания и температура теплоносителя задаётся на источнике (тепловой станции, котельной) в зависимости от температуры на улице. Так как они обеспечивают теплом весь населённый пункт или его большую часть, они не могут регулировать температуру для каждого дома. Регулировка подачи тепла в дом – это задача автоматики регулирования, при условии наличия ее в индивидуальном тепловом пункте жилого дома, а Управляющая компания обязана контролировать ее работоспособность. Она позволяют снижать или увеличивать объём подаваемого теплоносителя во внутридомовую систему отопления. Чем больше объём – тем теплее и наоборот. При этом, в 70% жилых домах городском округе Саранск отсутствует автоматика регулирования, и для равномерного распределения теплоносителя в системе отопления дома установлен обычный элеваторный узел, который поддерживает расход теплоносителя постоянным, но Управляющая компания должна следить за правильной работоспособностью этого устройства с соблюдением температурного режима теплопотребления. Прибор учёта стоит до элеватора и считает проходящий объём, соответственно, чем больше прошло через прибор учёта, тем больше и насчитают за отопление. Потому что оплата идёт по факту потребления тепла. От расторопности обслуживающей организации и от требовательности жителей дома зависит комфортность температуры в квартирах и уровень оплаты в платёжках.
«Собственники могут принять решение об установке системы погодного регулирования, - говорит специалист управляющей компании. - Эта система автоматически регулирует подачу тепла в дом зависимости от погоды на улице и изначально настроена на поддержание нормативной температуры в помещении, т.е. в пределах 18-24 градусов».
Итак, почему могут много насчитать за отопление?
- На улице очень холодно продолжительное время и надо больше тепловой энергии для поддержания нормативной температуры в жилых помещениях.
- Дом не готов к прохождению отопительного сезона, он фактически потребляет много тепла потому что у него большие теплопотери.
- В доме отсутствует система автоматического погодного регулирования или не настроен элеваторный узел и происходит «перетоп», когда тратится тепла больше чем требуется.
- Общедомовой прибор учёта вышел из строя и энергосбыт считает по нормативу, а он может быть выше, чем фактическое потребление тепла. Норматив, кстати, определяет не энергосбыт и не поставщик тепла, а регулятор в лице минэнерго.
Что же надо сделать, чтобы снизить затраты на отопление?
- Требовать от управляющей компании тщательно готовить дом к прохождению отопительного сезона и контролировать эти работы.
- Своевременно проводить ревизию внутридомовой системы отопления и общедомового прибора учёта тепла.
- Снижать теплопотери в осенне-зимний период – закрывать двери в подъездах, форточки на лестничных площадках. Не забывайте, прибор учёта считает объём тепла на ВЕСЬ дом и распределяет его по собственникам в зависимости от квадратных площадей жилых и нежилых помещений.
- Стремится поддерживать нормативную температуру в квартире, избегать перетопов. Это не только накладно, но и не полезно.
- Следить за работоспособностью общедомового узла учета тепловой энергии.
Соблюдение этих немногих правил позволит сэкономить деньги для других нужд.