Затраты на отопление можно снизить: ряд простых и законных правил
Почему нам так много начисляют за тепло и что сделать, чтобы платить меньше?
Почему сравнивают аналогичные периоды текущего и прошедшего года, как связано 25 число месяца с начислениями, что влияет на стоимость отопления и что делать, чтобы эти начисления не были столь значительны - нам объяснили специалисты энергосбытовой компании и обслуживающей организации.
А что с погодой?
Зима в этом году резвится и удивляет россиян своей переменчивостью в погодных условиях. На долю многих регионов в декабре и январе выпали сильные морозы, столь необычные для их климата. После наступил период обильных снегопадов, потом в городах неожиданно потеплело, а потом температура опять поползла вниз.
По сравнению с прошлогодними показателями аналогичного периода климатические условия в январе 2024 года существенно разнятся. Специалисты Гидрометслужбы Мордовии отметили, что температурные показатели января в этом году стали на 4 градуса ниже климатической нормы, а в целом за весь месяц отмечалось 6 резких скачков погодных условий.
С 4 по 14 января отличалась аномально холодная погода со среднесуточной температурой ниже климатической нормы на 7-12 °С. А ночью в этот период температура опускалась до -27 - 29 градусов мороза, днём придерживалась около -22 - 23 °С. Также синоптики заявили, что с 16 по 20 января произошло два резких температурных скачка в неделю. А ещё один всплеск холода наблюдался с 22 по 24 января. За эти три дня среднесуточная температура стала ниже нормы на 7 градусов. С 25 января температура воздуха повысилась и стала больше климатической нормы на 4-5 градуса.
По прогнозу гидрометцентра Мордовии, в феврале россиян ожидает похолодание, местами внезапное. После будут осадки в виде мокрого снега.
Такие температурные «качели» влияют не только на здоровье, но и на уровень цен на коммунальные услуги, в первую очередь на отопление.
Нынче, не то, что давеча
Если вы обратили внимание, синоптики сравнивают январь текущего года с январём прошедшего. Так же поступают и контролирующие органы при рассмотрении жалоб на несправедливые или ошибочные начисления.
С точки зрения профессиональной логики, для получения корректного результата сравниваются элементы одного типа. Вряд ли кто-то будет сравнивать буханку хлеба с кирпичом, воду с вином, а соль с сахарным песком. В первом случае оба предмета имеют похожие формы, во втором случае находятся в одинаковом агрегатном состоянии (жидкость), а в третьем схожи и по цвету, и по форме. Но это абсолютные разные вещи, а сравнивают между собой что-то одинаковое. Именно поэтому при сравнении затрат на отопление, берутся одинаковые периоды, январь сравнивают с январём, февраль с февралём и так далее.
“Более того, даже сравнение одинаковых периодов не совсем корректно, - отмечает представитель энергосбытовой компании. - Одинаковые месяцы в разные годы могут иметь абсолютно разные температурные значения, что мы и видим, сравнивая январь 2023 и текущего года. Средняя температура за окном за расчётный период с 25.12.23 по 24.01.24 составила −11.7 градусов, при этом в первые две недели января среднесуточная температура воздуха была ниже климатической нормы на 7-15 градусов. В отдельные ночи столбик термометра опускался до -29 градусов. А температура аналогичного периода за 2023 г. не опускалась ниже −9,6 градусов. А начисляем мы за объём потреблённой тепловой энергии, чем больше потребили, тем больше заплатили. Чем холоднее за окном, тем больше надо тепловой энергии для поддержания температуры в помещении не ниже нормативной”.
Месяц и расчётный период - это две большие разницы
Многие жители сравнивают предыдущую платёжку с тем, получили сейчас, то есть за декабрь 2023 г и за январь 2024 г. И тут надо напомнить, что декабрь в большей части был тёплым, холодными были только последние дни уходящего года, а вот январь совсем наоборот - первые две недели были холодными и потом постепенно холода ушли прочь. Это как про 25 число, раз про расчётный период.
“У исполнителей коммунальных услуг есть расчётные периоды, к примеру поставщики тепла считают с 25 числа предыдущего месяца по 24 текущего. Грубо говоря - за последнюю неделю предыдущего месяца и первые три недели текущего. Именно за этот период мы подаем показания приборов учёта, - продолжает сотрудник управляющей компании. - За оставшиеся 6-7 дней исполнитель услуги должны провести расчёты, проверить их, соотнести с суммами, которые заплатили жители и с учётом этих платежей начислить плату. И только после этого горожане увидят платёжки”.
И может случится так, что первые три недели предыдущего месяца были относительно тёплыми, потом ударили морозы, которые держались до конца месяца, потом потеплело на два-три дня и вновь наступили холода на три недели, а потом опять стало тепло. И именно эта морозная последняя неделя предыдущего месяца и холодная первая половина текущего попадут в расчёты.
Что же делать, чтобы платежи на столь сильно зависели от температуры за окном?
Как вы уже поняли есть чёткая зависимость – чем холоднее на улице, тем больше надо тепла, чтобы дома было комфортно. И чем меньше у дома теплопотерь, тем меньше ему тепловой энергии для поддержания нормативной температуры. Первое что надо сделать – элементарно заткнуть щели, закрывать двери в подъездах и форточки на лестничных площадках. На самом деле, управляющая компания обязана готовить дом к прохождению отопительного сезона и дом должен получить паспорт готовности. А жителям надо контролировать свою управляющую компанию и требовать выполнения всех мероприятий.
Второе – надо стремиться к тому, чтобы поддерживать в доме, как говорят энергетики, нормативную температуру. Простые же люди оперируют понятиями тепло или холодно. Но все мы разные, одному жарко при 220 С, другому прохладно при 20. Именно поэтому законодатель предусмотрел такое понятие как норматив. Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», нормативная температура должна быть не ниже 18°С, а в угловых комнатах не ниже 20°С.
Поставщики тепла, осуществляющие централизованное теплоснабжение, подают теплоноситель (так называется горячая вода в системе отопления) до центральных тепловых пунктов (ЦТП) или непосредственно до стены здания и температура теплоносителя задаётся на источнике (тепловой станции, котельной) в зависимости от температуры на улице. Так как они обеспечивают теплом весь населённый пункт или его большую часть, они не могут регулировать температуру для каждого дома. Регулировка подачи тепла в дом – это задача автоматики регулирования, при условии наличия ее в индивидуальном тепловом пункте жилого дома, а Управляющая компания обязана контролировать ее работоспособность. Она позволяют снижать или увеличивать объём подаваемого теплоносителя во внутридомовую систему отопления. Чем больше объём – тем теплее и наоборот. При этом, в 70% жилых домах городском округе Саранск отсутствует автоматика регулирования, и для равномерного распределения теплоносителя в системе отопления дома установлен обычный элеваторный узел, который поддерживает расход теплоносителя постоянным, но Управляющая компания должна следить за правильной работоспособностью этого устройства с соблюдением температурного режима теплопотребления. Прибор учёта стоит до элеватора и считает проходящий объём, соответственно, чем больше прошло через прибор учёта, тем больше и насчитают за отопление. Потому что оплата идёт по факту потребления тепла. От расторопности обслуживающей организации и от требовательности жителей дома зависит комфортность температуры в квартирах и уровень оплаты в платёжках.
«Собственники могут принять решение об установке системы погодного регулирования, - говорит специалист управляющей компании. - Эта система автоматически регулирует подачу тепла в дом зависимости от погоды на улице и изначально настроена на поддержание нормативной температуры в помещении, т.е. в пределах 18-24 градусов».
Итак, почему могут много насчитать за отопление?
На улице очень холодно продолжительное время и надо больше тепловой энергии для поддержания нормативной температуры в жилых помещениях. Дом не готов к прохождению отопительного сезона, он фактически потребляет много тепла потому что у него большие теплопотери. В доме отсутствует система автоматического погодного регулирования или не настроен элеваторный узел и происходит «перетоп», когда тратится тепла больше чем требуется. Общедомовой прибор учёта вышел из строя и энергосбыт считает по нормативу, а он может быть выше, чем фактическое потребление тепла. Норматив, кстати, определяет не энергосбыт и не поставщик тепла, а регулятор в лице минэнерго.Что же надо сделать, чтобы снизить затраты на отопление?
Требовать от управляющей компании тщательно готовить дом к прохождению отопительного сезона и контролировать эти работы. Своевременно проводить ревизию внутридомовой системы отопления и общедомового прибора учёта тепла. Снижать теплопотери в осенне-зимний период – закрывать двери в подъездах, форточки на лестничных площадках. Не забывайте, прибор учёта считает объём тепла на ВЕСЬ дом и распределяет его по собственникам в зависимости от квадратных площадей жилых и нежилых помещений. Стремится поддерживать нормативную температуру в квартире, избегать перетопов. Это не только накладно, но и не полезно. Следить за работоспособностью общедомового узла учета тепловой энергии.Соблюдение этих немногих правил позволит сэкономить деньги для других нужд.