Двухэтажные поезда: удобство для пассажиров или очередное повышение цен
- 26 октября 18:00
- Ольга Захарова

Почти двенадцать лет назад, 1 ноября 2013 года, с Казанского вокзала Москвы впервые отправился двухэтажный поезд по маршруту Москва – Адлер. Хотя история таких вагонов в России началась ещё в 1905 году, именно эта дата стала новым рождением двухэтажных составов. С тех пор их становится всё больше: они курсируют в Санкт-Петербург, Воронеж, Ижевск и другие города, а также между регионами, минуя столицу. Очевидно, что их появление на новых направлениях — лишь вопрос времени и целесообразности. Но главный вопрос в другом: стало ли пассажирам от этого удобнее и выгоднее?
Почему двухэтажные поезда стали так популярны?
Сегодня десятки маршрутов обслуживаются двухэтажными составами — обычными, фирменными, скоростными, с сидячими и спальными местами. На некоторых направлениях, например, из Москвы в Чебоксары, Йошкар-Олу или Тольятти, они стали единственным вариантом. Недавно мне самому довелось проехаться на таком поезде в Тольятти, который с февраля 2022 года полностью переведён на двухэтажные вагоны.
Объяснения от РЖД: что говорят официально?
В РЖД приводят несколько причин массового перехода на двухэтажные составы. Среди них — удобное расписание и сокращение времени в пути для большего числа пассажиров, экологичность за счёт новых технологий, а также возможность снизить стоимость проезда в купе и СВ благодаря увеличению мест.
Однако с этими аргументами есть вопросы. Например, непонятно, почему одноэтажные поезда нельзя было пускать по удобному графику. С экологичностью тоже не всё ясно: разве двухэтажные вагоны сами по себе «зеленее»? Наиболее убедительной кажется третья причина — снижение цены. Логика проста: при увеличении количества мест без значительного роста затрат на производство вагона стоимость билета должна снизиться. Но на практике это выглядит иначе.
Цена комфорта: кто на самом деле платит?
Теоретически расходы должны были сократиться, но на деле цены если и снизились, то незначительно. Например, билет до Жигулёвска (куда ходит только тольяттинский поезд) обходится минимум в 4,5 тысячи рублей за ночную поездку в купе. В сезон цена доходит до 6 тысяч. Для сравнения, обратно я смог уехать за 1,5 тысячи в сидячем вагоне, который, почему-то, есть только в направлении из Жигулёвска.
Аналогичная ситуация с поездами в Чебоксары и Йошкар-Олу, где сидячих вагонов либо нет, либо их быстро раскупают. Поездка на выходные туда-обратно обойдётся в 8–9 тысяч рублей. Да, можно сэкономить, купив билет заранее, но даже минимальная цена редко опускается ниже 2800 рублей. Много это или мало — каждый решает сам, но лично мне кажется, что стоимость явно завышена.
Особенности двухэтажного путешествия
Цена билета не зависит от этажа, хотя пассажиры чаще выбирают первый. Возможно, из-за ощущения безопасности или потому, что второй этаж сильнее раскачивается. Я ехал на первом этаже и не заметил разницы с обычным вагоном. А вот при посадке разница ощутима: на первый этаж нужно спуститься на четыре ступеньки, а на второй — подняться на двенадцать. С крупным багажом или людям в возрасте это может быть непросто.
Уровень комфорта в купе и удобства практически не отличаются от одноэтажных аналогов. Однако есть нюансы: при удвоении числа пассажиров туалетов становится всего три вместо двух. Это может увеличить очереди. Душ платный — 150 рублей, хотя в некоторых фирменных поездах он бесплатный. Почему бы не сделать его бесплатным здесь? Ответ очевиден: дополнительная прибыль.
Вместо заключения
Любые улучшения — это хорошо. Двухэтажные поезда существуют во многих странах, и это нормальная практика. Однако стоит называть вещи своими именами: обещанного снижения цен для пассажиров не произошло. Те, кто всегда ездил в купе, возможно, сэкономили немного, но остальные лишились выбора и теперь вынуждены платить больше. Рост цен на железнодорожные билеты и без того заметен, а появление двухэтажных составов лишь подхлестнуло эту тенденцию. И, как всегда, основная нагрузка ложится на пассажиров, пишет Дзен-канал "Беспорядочные путешествия".