Обязан ли покупатель платить за случайно испорченный товар в магазине
- 18 сентября 09:00
- Андрей Ивановский

Ситуации с случайно поврежденным товаром в магазинах часто вызывают споры между покупателями и администрацией. С юридической точки зрения, решение зависит от конкретных обстоятельств происшествия. К примеру, вы задели тележкой пару бутылок дорогого алкоголя, само собой, разбили, и вот кассир начинает громко требовать оплатить товар. И ведь многие виновато тянутся за кошельком и "покупают" разлитый напиток с кусками стекла. А надо ли? Обратимся к закону, чтобы не совершить ошибку.
Когда покупатель не обязан оплачивать
Если товар был поврежден случайно по причине неправильной организации торгового пространства, ответственность несет магазин. К таким случаям относятся неустойчивая выкладка товаров на полках, скользкие полы без предупреждающих знаков, слишком узкие проходы между стеллажами, неисправные тележки с заедающими колесами, а также падение товаров с движущейся ленты на кассе. Во всех этих ситуациях риск случайной порчи имущества остается на магазине до момента полной оплаты товара. Поэтому, если от вас будут требовать оплатить товар и, тем более, перкрывать выход из магазина, смело говорите: "По закону о правах потребителей, я вам ничего не должен. Не отпустите, пойду в суд!".
Обязанности покупателя при причинении ущерба
Оплата потребуется, если повреждение или утрата произошли по вине посетителя. Например, когда ребенок бегал по залу и опрокинул стеллаж, взрослый катался на тележке для развлечения, покупатель уронил товар, который держал в руках, или совершил умышленные действия, приведшие к порче имущества. В таких случаях магазин вправе требовать возмещения причиненного ущерба.
Правильные действия при случайной порче товара
При возникновении подобной ситуации важно сохранять спокойствие и не признавать вину автоматически. Рекомендуется найти свидетелей происшествия и записать их контакты, сфотографировать место события с фиксацией расположения товаров, состояния пола и ширины проходов, а также вежливо объяснить сотрудникам магазина обстоятельства случившегося.
Правовые аспекты решения споров
Следует знать, что магазин не имеет права удерживать покупателя или требовать немедленной оплаты на месте. Для взыскания ущерба администрации придется обращаться в суд, причем полиция обычно не возбуждает дела за случайную порчу имущества. Если вина покупателя не будет доказана, суд откажет в удовлетворении иска, пишет "Т-Ж".