Гости уже в отделениях - платите штраф: Набиуллина предупредила всех россиян, кто ходит в банк за этими услугами
- 10 июля 16:00
- Ольга Захарова

Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект, который может в разы увеличить размер штрафов для банков, нарушающих права клиентов. Сейчас максимальные штрафы не превышают 10 млн рублей, что для крупных кредитных организаций представляет собой скорее символическую сумму. Новые правила могут поднять планку до сотен миллионов и даже миллиардов рублей.
Суть изменений заключается в привязке размера штрафа к собственному капиталу банка, а не к уставному, как это происходит сейчас. Это означает, что для крупных игроков рынка штрафы могут увеличиться в десятки раз. Например, за нарушение федеральных законов штраф составит до 0,1% от собственных средств банка (минимум 100 тыс. рублей), а за неисполнение предписаний - до 1% (минимум 1 млн рублей).
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков выразил надежду, что законопроект будет принят уже в осеннюю сессию, и новые правила могут вступить в силу со следующего года.
Эксперты отмечают, что текущие штрафы не выполняют свою сдерживающую функцию. Как поясняет руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева, банки просто закладывают возможные штрафы в свои риски, продолжая нарушать права клиентов, так как прибыль от таких действий значительно превышает размеры штрафов.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина также поддерживает идею увеличения штрафов, отмечая, что это станет важным сдерживающим фактором для недобросовестных практик в банковской сфере.
Однако представители финансового рынка выражают озабоченность по поводу возможных перегибов. Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин указывает на необходимость четкого определения состава нарушений, за которые будут применяться столь существенные санкции.
Примечательно, что международная практика показывает: средний размер штрафов для банков в других странах составляет около 0,1% от их капитала, что соответствует предлагаемым в России нормам. Как отмечают эксперты, такие меры должны заставить банки более ответственно относиться к соблюдению прав потребителей финансовых услуг.