Как Мордовия снабжала фронт махоркой во время Великой Отечественной войны
Вблизи села Селищи, что в Атяшевском районе, вдоль береговой линии небольшой речки, примерно в конце 60-х годов прошлого столетия, на склоне горы, обращенном к селу Пиксяси, можно было заметить сооруженные человеком канавы. В наши дни лишь немногие знают, что эти канавы, по сути представлявшие собой парники, использовались для выращивания рассады махорки, предназначенной для дальнейшей высадки в открытый грунт. В колхозе "Светлый путь" эта культура нашла свое место лишь на короткий период во время Великой Отечественной войны, когда традиционные регионы выращивания и промышленной переработки махорки в СССР оказались под немецкой оккупацией.
С началом войны потребность в махорке ничуть не уменьшилась. Большая часть мужского населения была отправлена на фронт, где, как отмечал герой поэмы Александра Твардовского, Василий Теркин, без махорки было трудно выжить. Кроме того, махорка оставалась сырьем для производства натуральной лимонной кислоты, необходимой в пищевой промышленности и технических целях, а также для улучшения вкуса воды после ее обеззараживания хлором.
В военные годы Мордовия, Татарстан и Чувашия стали ключевыми регионами в Поволжье, которые, помимо зерна, производили значительные объемы махорки. Ее выращивание приобрело государственное значение. В тяжелом 1942 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) специальным постановлением обязали колхозы, совхозы и единоличные хозяйства поставлять махорку государству. Колхозам устанавливался план по сдаче зерна, при этом 10 кг махорки приравнивались к 15 кг зерна.
В Саранске табачная фабрика на улице Рабочей увеличила объемы производства. После войны в ее цехах начали изготавливать точные приборы для атомных станций и подводных лодок, а затем – производить подсолнечное масло. Сохранилась старинная обертка от "восьмушки", в которую фасовали махорку на Саранской фабрике.