"Берем печенье, газировочку, свежие газеты": проводница РЖД по секрету рассказала, зачем навязывает пассажирам ненужные товары втридорога
Недавно довелось мне прокатиться на поезде после долгого перерыва. Ожидал ностальгии по стуку колёс, чаю в подстаканниках и уютным купе… Но реальность оказалась куда интереснее.
Курить — нельзя, но если очень хочется…Официально — запрещено. Но проводники — народ предприимчивый. За 150–200 рублей вам «продадут чай», а заодно ненавязчиво предложат подымить в тамбуре. Если хочется комфорта — за 1500–2000 рублей можно получить «абонемент» на перекур. Главное — не забывать, что вы теперь не просто пассажир, а клиент подпольного курительного клуба.
Сувениры: от пирожков до «легального» бизнесаРаньше по вагонам сновали бабушки с пирожками, теперь их место заняли «официальные» продавцы. Но не всё так просто: оказывается, торговцы платят проводникам за «крышу», те делятся с полицией, и вуаля — три остановки можно торговать «легально». Потом — или доплачивай, или выходи. Бизнес-модель, достойная MBA.
В вагоне есть розетки, но… они «волшебные». То работают, то нет. Зато у проводника — своя, «особенная», и всего за 100 рублей в час ваш телефон снова жив. Видимо, электричество в поездах — дефицитный ресурс, и его распределяют по спецтарифам.
Чайный развод— «Обычный чай закончился, есть только «Гринфилд» — на 10 рублей дороже».
На деле же вам нальют тот же самый дешёвый чай, просто в другой упаковке. А когда и он «кончится», появится «настоящий» «Гринфилд», но уже с новой наценкой. За одну поездку на этом можно заработать пару тысяч. Скромно, но с душой.
Одноразовые тапочки по прайсу — 50 рублей. Но вам их продадут за 75. Спички? Тоже с накруткой. Даже если проводник начнёт торговать кислородом — будьте уверены, и на него будет «железнодорожный коэффициент».
ВыводСистема работает чётко: пассажиры платят, проводники выживают, РЖД делает вид, что ничего не замечает. Кто-то скажет — «мелочи», но именно из таких мелочей и складывается «уют» российских поездов.
Так что в следующий раз, заказывая чай в подстаканнике, помните: вы не просто пьёте чай — вы участвуете в многовековой традиции железнодорожного… скажем так, «гостеприимства».