Progorod logo

Пресс-конференция Владимира Путина. Главное

20 декабря 2018Возрастное ограничение6+
kremlin.ru

Владимир Путин 20 декабря провел ежегодную, 14-ю, пресс-конференцию. Главное из его ответов на вопросы журналистов.

О повышении налогов

«Повышение НДС связано с необходимостью удержать показатель ненефтегазовых доходов. Во многих странах 20% и больше НДС, но так называемая эффективная ставка будет меньше. Мы сохранили почти все льготы. Рассчитываем, что это будет разовое явление, небольшой рост цен и инфляции в начале года пройдет, а затем она будет снижаться. ЦБ принимает определенные усилия, чтобы этого не допустить».

О готовности России к новому витку санкций

«Экономика адаптировалась к внешним ограничениям. У нас после кризиса 2008–​2009 годов ВВП упал на 7,8%, никаких санкций не было. А после введения санкций в 2014 году падение составило 2,5%. Минфин США считает, что это падение связано на одну треть с санкциями, а на две трети — с падением цен на нефть. Думаю, там и этой трети нет. Негативное влияние есть, но есть и плюсы от этих санкций. Они заставили нас включить мозги на некоторых направлениях. Да, это привело к некоторому повышению цен на рынке продовольствия, но потом все стабилизировалось. В любом случае мы хотим, чтобы мировая экономика развивалась без шоков».

О ценах на бензин и ситуации во Франции

«События во Франции связаны, конечно, с повышением цен на бензин, на дизель, но они послужили, скорее всего, триггером, после чего выплеснулось недовольство в целом значительной части общества, причем это коренные французы в основном. Оценивать действия французских властей совершенно некорректно. В чем отличие ситуации во Франции и у нас. Французское правительство пошло совершенно сознательно на повышение цен на бензин, чтобы перераспределить средства граждан на решение других вопросов в сфере энергетики — на развитие альтернативных видов энергетики. Это людям не понравилось. У нас повысились цены на бензин в связи с ростом цен на нефть на мировых рынках, но правительство тут же начало принимать меры по сдерживанию цен на бензин и даже по их снижению. Мне кажется, это вещь очевидная: хуже или лучше, но это происходит, договоренность [с топливными компаниями] достигнута. Хоть это в ручном управлении, но, в общем, это сработало. И правительство не допустит никаких скачков цен на нефть в следующем году».

О пенсионной реформе

«В начале 2000-х и в середине я говорил, что категорически против повышения пенсионного возраста. Тогда и невозможно было это делать. Если бы я не был убежден, что это неизбежно, никогда бы это сделать не позволил».

О дедолларизации

«По данным МВФ, объемы расчетов в мире в долларах чуть-чуть снизились, в прошлом году были, кажется, 63% с небольшим, сейчас 62% с небольшим, но доля для России выше — 69%. Причина в том, что большая доля наших товаров, в том числе нефть, котируется в долларах. Что касается дедолларизациии, она связана исключительно с расчетами между хозяйствующими субъектами и никак не касается граждан. Ситуация с рекламой обменных курсов связана только с одним — с борьбой с нелегальными конторами по обмену денег. Для того чтобы рубль укреплялся хотя бы в качестве региональной резервной валюты, нужно сделать несколько вещей: сократить волатильность — и нам это удается, он даже оторвался уже от колебаний цен на энергоносители. И дальше нужно инфляцию сдерживать и развивать финансовую инфраструктуру расчетов, мы будем это делать».

О целях внешней политики

«Мы знаем, где находится штаб, который пытается управлять миром, и он не в Москве. Это связано с ведущей ролью США в мировой экономике, с расходами на оборону. Вы считаете, что наша цель — управлять миром? Это штамп, который навязывается для решения внутриполитических и внутриблоковых вопросов. Чтобы сплачивать страны НАТО, нужна обязательно общая угроза. Против России это хорошо, крупнейшая держава. Это эксплуатация фобий прошлого, которая мешает двигаться вперед. На самом деле главная цель нашей внешней политики — обеспечить благоприятные условия для развития Российской Федерации, экономического и социального, и чтобы она заняла достойное место на международной арене как равный среди равных».

О реформе в системе ФСИН

«Ситуация в местах лишения свободы должна находиться прежде всего под контролем Генпрокуратуры. Все правонарушения и преступления там должны быть наказаны. Так и происходит, когда благодаря СМИ такие факты всплывают. Надо совершенствовать, а не ломать это все. У нас соответствующие комиссии работают, надеюсь, они тоже сыграют роль в тех позитивных изменениях, которые должны быть».

Перейти на полную версию страницы